Опись Храма 1918 год
Опись Храма 1918 год

В Центральном государственном архиве Московской области (ЦГАМО) имеются документы о храме Живоначальной Троицы, относящиеся к 1918-1923 годам.
Ниже приводится текст описи имущества храма, датированной ориентировочно 1918 годом.
Подлинник описи хранится в ЦГАМО Фонд 66 Опись 18 Дело 21 Листы 1-24.


Опись церкви города Москвы Сретенского сорока III отделения Троицкой,
что в саду детской больницы св.кн. Владимира, церкви,
сооруженной над фамильной усыпальницей фон Дервиз.

Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы построена по завещанию действительного статского советника Павла Григорьевича фон Дервиза женою его Верою Николаевной фон Дервиз в 1883 году. Освящение совершено Июня 1-го дня 1883 года протоиереем Николаевской в Покровском церкви о. Матфеем Дмитриевичем Глаголевым.

Означено церковное здание каменное, с таковою же колокольней. Построена по плану архитектора Алексея Петровича Попова.
В длину имеет 34 аршин, в ширину 11 аршин., а в высоту храм 36 аршин. На храме три увенчанные позлащёнными крестами главы, обитые аравийской медью, позлащен.

На колокольне
1й Большой колокол 119 пудов и 20 фунтов
2й — 24 пуда и 30 фунтов
3й — 10 пудов и 5 фунтов
4й — 1 пуд и 25 фунтов
5й — 1 пуд и 31 фунт
6й — 1 пуд и 39 фунтов
7й — 1 пуд и 19 фунтов

Вокруг храма каменная ограда с железной решёткой.

Опись церковного имущества Московской Троицкой,
что в саду детской больницы св. Владимира, церкви.


Престол весь из кипарисового дерева, мерою в длину, ширину и высоту 10 аршин 6 вершков.
Антиминс шелковый желтого цвета освящён митр. Владимиром Июня 8-го дня 1901 года.
Евангелие большое в серебряном позлащённом окладе с эмалью 84 пробы 24 фунта 41 золотник
Евангелие большое в серебряном позлащённом окладе; 84 пробы 8 фунтов. 81 золотник
Евангелие малое серебряном позлащённом окладе; 84 пробы 1 фунт 2 золотника.
Евангелие малое в серебряном позлащённом окладе 84 пробы с эмалью 4 фунта 45 золотников.
Крест напрестольный большой серебряный позлащённый с эмалью 91 пробы 2 фунта 88 золотников.
Крест напрестольный большой серебряный 84 пробы 2 фунта 42 золотников.
Крест напрестольный малый серебряный позлащённый с эмалью 91 пробы 1 фунт.
Крест напрестольный серебряный позлащённый 84 пробы весу 53 золотника.
Сосуды серебряные позлащённые с эмалью 91 пробы полный набор в футляре весу 8 фунтов 16 золотников
Дарохранительница на престоле серебряная позлащённая 84 пробы с эмалью весу 35 фунтов 16 золотников
Сосуды серебряные позлащённые 84 пробы полный набор без футляра весу 5 фунтов 12 золотников.
Дарохранительница серебряная позлащённая для причащения больных 86,5 золотников.
Ковчег для святого мира при совершении таинств миропомазания серебряный позлащённый с эмалью 91 пробы 1 фунт 66,5 золотников.

ПРЕДМЕТЫ ОСВЯЩЕННЫЕ
Жертвенник дубовый вышиной 1 аршин 6 вершков. Длиною и ширину 1 аршин 2 вершка.
Срачица на престоле полотняная.
Срачица на жертвеннике полотняная.
Сосуд для освящения хлебов серебряный позлащённый 91 пробы с эмалью 9 фунтов 11 золотников.
Сосуд для водоосвящения серебряный внутри позлащённый 84 пробы.
Чаша водосвятная медная посеребренная.
Крапило рукоять серебряное позлащённое 91 пробы с эмалью 54 золотника.
Блюдо антидорное серебряное позлащённое 84 пробы размер 3 фунта 41 золотник.
Блюдо антидорное серебряное позлащённое 84 пробы размер в диаметре 86 вер.
Блюдо серебряное позлащённое 84 пробы размер 7,25 вершков в диаметре.
Кадило серебряное позлащённое с эмалью 84 пробы 2 фунта 50 золотников
Кадило серебряное позлащённое 84 пробы 1 фунт 86 золотников
Ящик для ладана серебряное позлащённое 91 пробы с эмалью 72 золотника
Панихидница серебряное позлащённое 84 пробы
Панихидница медная посеребренная.
Запрестольный крест серебряный позлащённый с эмалью 84 пробы весу 39 фунтов 55 золотников.
Таковая же икона Божией Матери 36 фунтов 36 золотников.
Две подставки к ним деревянные — резной орех.
У жертвенника образ «Тайной вечери» в серебряном позлащённом окладе 84 пробы с эмалью, писан на полотне.
Над Царскими вратами внутри алтаря образ Спасителя в серебряной ризе.
У царских врат занавеска шелковая.
Две медные кисти к занавеске.

ПОДСВЕЧНИКИ НАПРЕСТОЛЬНЫЕ, ДИКИРИЙ и ТРИКИРИЙ
Два напрестольных подсвечника серебряные позлащённые 91 пробы с эмалью, вес серебра в двух подсвечниках 4 фунта 75 золотников.
Дикирий и Трикирий серебряные позлащённые. 91 пробы с эмалью. Вес серебра в дикирии и трикирии 5 фунтов 53 золотника.
Два напрестольных трёхсвечника медных позлащённые.
Один трёхсвечник пасхальный медный позлащённый.

ВЕНЦЫ ВЕНЧАЛЬНЫЕ
Венцы венчальные серебряные позлащённые 84 пробы с эмалью, вес серебря в обоих венцах 2 фунта 94 золотника.
Для держания венцов две серебряные позлащённые ручки 84 пробы.

ИКОНЫ
Складень деревянный полуовальной формы из оливкового дерева художественное изображение на металле Казанской Божией Матери, Святого Николая чудотворца и Ангела Хранителя со Спасителем наверху.
Сошествие Святого Духа на Апостолов, писано липовой доске мерою 6х7 вершков в серебряной раме.
Двенадцать икон Святцев писано на липовых досках мерою 12х10 вершков (из них одна икона соответствующего месяца находилась на аналое в обычном месте в серебряной оправе).
Иконы писанные на липовых досках, мерою 6х7 вершков живописной работы.
Святой равноапостольный князь Владимир
Святой Иоасаф Белгородский
Преподобный Сергий Радонежский
Вход Господень в Иерусалим
Благовещение Пресвятой Богородицы
Воздвижения Честного Креста Господня

ПРЕДАЛТАРНЫЙ ИКОНОСТАС
Предалтарный Иконостас деревянный из американского ореха и частично пальмового и грушевого дерева с резьбою хорошей работы
Царские Врата сделаны из дорогого грушевого дерева мерою в вышину 3 аршина 12 вершков, а в ширину 2 аршина.
На Царских Вратах 6 икон на полотне художественной работы мерою каждая икона 8х8 вершков.
Божия Матерь
Архангел Гавриил
Святой евангелист Матвей
Святой евангелист Марк
Святой евангелист. Лука
Святой евангелист Иоанн
По правую сторону Царских врат в резном деревянном киоте из американского ореха, увенчанный таковою же главкой и крестом — образ Спасителя полуовальной формы художественной работы в вышину 1 аршин 5 вершков, а в ширину 13 вершков.
По левой стороне Царских Врат в таковом киоте и такого же размера образ Божией Матери.
На южной двери иконостаса образ Архангела Михаила художественного писания. Мерою в вышину 9 вершков, а в ширину 4 вершка.
На северной двери иконостаса образ Архангела Гавриила художественной работы писания. Мерою в вышину 9 вершков, а в ширину 4 вершка.
Над южной дверью иконостаса образ – «Вход Господень в Иерусалим» художественного писания. Мерою в длину 13,5 вершков, а в ширину 8,5 вершка.
Над северной дверью иконостаса образ Рождества Пресвятой Богородицы художественного писания. Мерою в длину 13,5 вершков, а в ширину 8,5 вершка..
Над Царскими вратами посредине иконостаса крест в серебряном позлащённом. окладе 84 пробы мерою продольная доска 1 аршин 10 вершков, а поперечная – 14 вершков. Весу в серебряном окладе на кресте 15 фунтов 15 золотников.
В иконостасе по правую сторону Креста образ Иоана Крестителя на полотне художественного писания. Мерою в вышину 1 аршин 1 вершок, а в ширину 8 вершков.
По правую сторону от образа Иоанна Крестителя четыре образа Святых Апостолов художественного писания.
Святой апостол Павел
Святой апостол Варфоломей
Святой апостол Иаков
Святой апостол Фома
Каждый образ мерой в вышину 1 аршин, а в ширину 7,5 вершков.
В иконостасе по левой стороне Креста образ Божией Матери на полотне художественного писания. Мерою в вышину 1 аршин 1 вершок, в ширину 8 вершков.
По левой стороне от образа Божьей Матери четыре образа Св. Апостолов художественного писания.
Святой апостол Петр
Святой апостол Андрей
Святой апостол Симон
Святой апостол Филипп.
Каждый образ мерою в вышину 1 аршин, а в ширину 7.5 вершков.
Деревянный резной иконостас увенчан таковым же крестом.

ИКОНОСТАС И ИКОНЫ В ПРОЧИХ МЕСТАХ ХРАМА
От средней части Храма Амвон отделен медной решеткой длиной 4 аршина, а высотой 1 аршин 4 вершка. Решетка позлащённая.

Позади правого и левого клиросов две хоругви:
Одна с художественным изображением на полотне Воскресения Христова, а на обратной стороне – Казанской Божьей Матери.
Вторая с художественным изображением на полотне Крещения Господня, а на обратной стороне – св. Николая Чудотворца.
Обе хоругви в серебряных позлащенных окладах 84 пробы с эмалью. Вес серебра в обеих хоругвях 90 фунтов 88 золотников.
Позади правого клироса на резном из американского ореха аналое образ двунадесятого праздника, а посредине Воскресение Христова. Образ сей на липовой доске художественной работы мерою 12х10 верш в серебряном позлащённом окладе с эмалью. Серебро 84 пробы.
Позади левого клироса на резном из американского ореха аналое лицевые месячные святцы живописной работы на липовых досках мерою 12х10 вершков. Святцы вставлены в серебряные позлащённые оклады 84 пробы. По углам украшены эмалью.

ИКОНОСТАСЫ И ИКОНЫ В ТРАПЕЗЕ ИЛИ ПРИТВОРЕ.
На восточной и западной сторонах средней части Храма или Трап. – имеются две высокие арки, украшенные вверху резьбою из грушевого дерева. В каждой арке имеется по семи квадратов такой резьбы.
Стены Храма между этими арками, а также и западная стена Храма оклеены резьбой из американского ореха, а частью пальмового и грушевого дерева. Такой же работы, как и предалтарный иконостас.
В юго-восточной стороне средней части храма у первой (от алтаря) арки – Плащаница художественной работы в киоте черного дерева. Сама плащаница мерою в длину 1 аршин 8 вершков и в ширину 11 вершков. На гробе – серебряной парчи позлащённый покров, обшитый кругом серебряной бахромою с 4 –мя массивными серебряными кистями по углам. Плащаница хранится в футляре под стеклом.
На восточной стене средней части Храма над аркою – к южной стене – снятие Господа Иисуса Христа со Креста – на полотне художественного писания. Мерою в длину 1 аршин 14 вершков, а в высоту 1 аршин 8 вершков.
На восточной стене средней части Храма над аркою – к северной стене – образ Успения Божьей Матери на полотне художественного писания. Мерою в длину 1 аршин 14 вершков, а в ширину 1 аршин 8 вершков.
По правую сторону образа снятия Иисуса Христа со Креста – образ (в юго-восточном углу) Явление Господа нашего Иисуса Христа апостолам с Фомою. Образ сей художественного писания на полотне мерою 16х16 вершков.
По левую сторону образа Успения Божьей Матери в северо-восточном углу – Тайная вечеря. Образ сей художественного писания на полотне мерою 16х16 вершков
В юго-восточном углу над образом Явление Господа нашего Иисуса Христа апостолам с Фомою – образ Великомученицы Варвары. Образ сей художественной работы на полотне мерою в вышину 12 вершков и в ширину 7 вершков.
В северо-восточном углу над образом Тайная вечери – образ св. мученика Павла. Образ сей художественной работы на полотне мерою в вышину 12 вершков и в ширину 7 вершков.
В иконостасе южной стены – внизу посреди иконостаса святые пророки:
Пророк Илия
Пророк Самуил
Царь и пророк Давид
Все три образа художественной работы на полотне. Мерою каждый образ – в вышину 16 вершков, а в ширину 7 вершков.
Далее, по правую сторону внизу изображение — Князь Владимир смотрит на развернутую перед ним греческими монахами картину страшного суда
Над сим образом – образ Благовещения Пресвятой Богородицы
По левую сторону в иконостасе южной стены внизу – образ Вознесения Господня.
Над сим образом – образ Сошествия Святого Духа на Апостолов.
Все сии четыре образа художественного писания, писаны на полотнах мерою каждый 16х16 вершков.
Посреди иконостаса южной стены над изображением святых пророков – образ Великого Георгия на полотне художественной работы мерою 16Х16 вершков.
Над сим образом вверху образ Святого равноапостольного князя Владимира художественного писания на полотне мерою в вышину 12 вершков, а в ширину 7 вершков
В иконостасе северной стены – внизу расположены Иконы:
Святой пророк. Даниил
Святой пророк Иосиф
Святой пророк Моисей
Все три образа художественного писания Мерою каждый образ – в вышину 16 вершков, а в ширину 7 вершков.
Далее по левую сторону внизу Крещение князя. Владимира
Над сим образом – крещение Киевлян
По правой стороне – внизу образ Воскресения Христова
Над сим образом – образ Рождества Христова
Все сии четыре образа художественного писания, писаны на полотне мерою каждый образ 16х16 вершков.
Посреди иконостаса северной стороны над изображением святых пророков – образ святого Благоверного князя. Александра Невского на полотне художественного писания мерою 16х16 вершков.
Над сим образом вверху образ святого Григория епископа Нисскаго художественной работы на полотне мерою в вышину 12 вершков а в ширину 7 вершков.
В иконостасе над второю аркою южной стены Крещение Господне, а северной стены Нагорная проповедь
Оба образа художественного писания на полотне мерою каждая в длину 1 аршин 14 вершков, а в ширину 1 аршин 8 вершков
По правой стороне от Нагорной проповеди явление Иисуса Христа Марии Магдалине Образ сей на полотне художественной работы мерою 16х16 вершков.
Над сим образом образ святой мученицы Веры художественного писания на полотне мерою в вышину 13 вершков и в ширину 7 вершков
По левой стороне от образа Крещения Господня — Иисус Христос. Образ сей художественного писания на полотне мерою 16х16 вершков.
Над сим образом – образ святой мученицы Александры художественного писания на полотне мерою в вышину 12 вершков и в ширину 7 вершков.
В иконостасе на западной стене храма изображения святых пророков
Святой пророк Иона
Святой пророк Иезикиия
Святой пророк Исаия
Все три образа художественного писания на полотне мерою каждый образ в вышину 16 вершков, а в ширину 7 вершков.
У второй арки в западной части Храма две шелковые хоругви
Одна хоругвь с изображением Воскресения Христова, а на обратной стороне Божьей Матери
Другая хоругвь с изображением Крещения Господня, а на обратной стороне – святого Николая Чудотворца

ЛАМПАДЫ, ПОДСВЕЧНИКИ И АНАЛОГИИ
В алтаре за престолом пред иконою на Горном месте на серебряных позлащённых цепях висячий подсвечник переделанный из большой серебряной позлащённой с эмалью лампады 84 пробы. Вес серебра в лампаде 16 фунтов 14 золотников.
Перед образом у жертвенника на серебряных позлащённых цепочках серебряная -позлащённая с эмалью лампада 84 пр. Вес серебра определён вместе с весом серебряного оклада на образе в 13фунов 20 золотников.
В алтаре на юго-восточной и на северо-восточной сторонах стены два массивных серебряных позлащённых с эмалью семисвечника 84 пробы
У престола подсвечник выносимый серебряный 84 пробы, позлащенный.
Пред запрестольным крестом и иконою Божьей Матери два серебряных 84 пробы позлащённых с эмалью подсвечника. Вес серебра в обоих подсвечниках 45 фунта 43 золотников.

В прочих местах храма
Над царскими вратами на серебряных вызолоченных цепочках серебряная 84 пробы с эмалью вызолоченная лампада. Вес серебра в сей лампаде 9 фунтов 72 золотника.
По правую сторон царских врат пред образом Спасителя серебряная 84 пробы позлащённая с эмалью лампада.
Такая же лампада по левую сторону царских врат пред образом Божьей Матери
Пред местными иконами Спасителя и Божьей Матери два подсвечника медных позлащенных.
Перед святцами и пред иконою двунадесятых праздников два другие подсвечника большего размера медных позлащенных.
Посредине Храма большое паникадило сделанное из 5-ти больших и 8-ми малых серебряных позлащённых с эмалью лампад 84 пробы на серебряных вызолоченных цепях. На каждой большой лампаде сделано по 5-ти серебряных шандалов для свечей, а на каждой малой лампаде по одному шандалу.
Между арками по углам вверху четыре такие же серебряные позлащённые с эмалью лампады, как те 8 малых лампад, из которых устроено паникадило.
В западной части Храма паникадило медное позлащённое на 12 свечей.
В притворе малое паникадило медное на 6 свечей.
При входе в Храм над лестницей на цепях фонарь шарообразной формы молочного стекла.

Аналогии
В алтаре по левую сторону святого престола аналогий резной из американского ореха.
Аналогий орехового же дерева на правом клиросе.
Два аналогия для Евангелия.
Два аналогия резных американского ореха для икон двунадесятого праздника и для святцев
Панихидный столик
У западных дверей по южной стене хорошей работы орехового дерева свечной ящик

Лампады не употребляющиеся
Три лампады серебряные позлащённые 84 пробы с эмалью. Размер и вес сей лампады как и 8-ми малых лампад из коих сделано паникадило
Две лампады серебряные от памятников

Ризница расположена в восточной части усыпальницы, где имеется для хранения драгоценностей один несгораемый шкаф и три шкафа орехового дерева. Кроме того – один шкаф из американского ореха помещен у северной стены усыпальницы.

ОБЛАЧЕНИЕ ПРЕСТОЛА И ЖЕРТВЕННИКА, ВОЗДУХИ, ПЕЛЕНЫ, ЗАВЕСЫ
Облачение на престоле серебряно-позлащённой парчи крестами
Такая же пелена на престоле с 4-мя серебряными кистями
Такое же облачение на жертвенник, но только три стороны
Такая же пелена на жертвенник с 4-мя серебряными кистями
Такое же облачение на панихидный столик
Такая же пелена на панихидный столик с 4-мя серебряными кистями
Две серебряные парчи (позлащённые) пелены на аналогии
Облачение на престоле белой серебряной парчи
Белая шелков пелена на престоле с 4-мя серебряными кистями
Такое же облачение на жертвенник, но только на три стороны
Белая шелков пелена на жертвенник с 4-мя серебряными кистями
Еще пелена на жертвенник желтого цвета – серебряно-позлащённой парчи с 4-мя серебряными кистями
Облачение на престол рытого бархата тёмно-малинового цвета
Такое же облачение на жертвенник (все четыре стороны)
Такое же облачение на аналогий
Облачение на престол желтого цвета серебряно-позлащённой парчи
Такая же пелена на престол с 4-мя кистями
Такое же облачение на жертвенник (три стороны).
Такая же пелена на жертвенник с 4-мя кистями
Такое же облачение на аналогий
Облачение на престол чёрного бархата с серебряными галунами.
Такая же пелена на престол.
Такое же облачение на жертвенник
Такая же пелена на жертвенник
Такое же облачение на панихидный столик
Напрестольная плащаница темно-малинового бархата с серебряной бахромой.

Воздухи:
Серебряно-позлащённой парчи со звёздами по серебряному полю с серебряными кистями.
Белой серебряной парчи.
Кованного серебра без кистей.
Серебряно-позлащённой парчи гладкие
Шёлковые тёмно-малинового цвета.
Ещё такие же.
Пелена под крест, вышитая по канве шерстями и шелком с вышитыми словами: «Кресту Твоему Поклоняемся Владыка».
Пелена под крест на аналогий с вышитыми по канве шерстями и шёлком крестом – обшита серебряными галунами с бархатом.

ОБЛАЧЕНИЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬСКИЕ
Полное облачение серебряно-позлащённой парчи с белыми оплечьями.
Полное облачение жёлтое серебряно-позлащённой парчи без набедренника
Полное облачение белое серебряно-позлащённой парчи
Ещё такое же облачение
Полное облачение тёмно-малинового цвета рытого бархата; при нём 2 стихаря
Облачение шёлковое красное цветами.
Стихарь шёлковый лилового цвета.
Облачение чёрное бархатное с серебряными галунами

Подризники
Белый серебряной парчи с серебряными галунами. Рукава шёлковые.
Белый шёлковый подризник с серебряными галунами.
Другой такой же подризник белый шёлковый.
Подризник шёлковый лилового цвета.
Подризник белый репсовый с медными галунами.

РАЗНЫЕ ДРУГИЕ ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ ЦЕРКВИ ПРЕДМЕТЫ:
Ковры:
Ковёр вышитый по канве шерстями и шелками ручной работы. Мерою 15,5 х 7 аршин.
Ковёр плюшевый – дорожка от престола и за амвон, мерою в длину 10 аршин, и в ширину 1 аршин 12 вершков.
Ковёр у престола шерстяной. Мерою 2 аршина 12 вершков х 1 аршин 12 вершков.
Три шерстяных ковра. Мерою 2 аршина х 15 вершков.
Плюшевый ковёр. Мерою 2 аршина х 15 вершков.
Два ковра плюшевых. Мерою каждый 2 аршина 2 вершка х 2 аршина.
Ковёр плюшевый. Мерою 2 аршина 12 вершков х 1 аршин.
Два ковра шерстяных -дорожки. Мерою в длину 15 аршин, а в ширину 1 аршин 3 вершка.
Ковёр голубой шитый по канве шерстями длиною 8 аршин, шириной 1 аршин 12 вершков. Ковёр оторочен голубым плюшем.
Ковёр шитый по канве шерстями, подбитый красным сукном, оторочен енотовыми мехом. Мерою 1 аршин 8 вершклв х 1 аршин.
Красное сукно для застилки пола в алтаре и на амвоне.
Дорожка шерстяная серого цвета с красными каймами по бокам длиною 15 аршин шириною 1 аршин 8 вершков.
Ковёр плюшевый, подержанный мерою в длину 2 аршина 8 вершков , в ширину 1 аршин 8 вершков.
Белая парусина для застилки пола во всём Храме.
Суровая парусина для застилки пола во всём Храме.
Два куска красного сукна. Каждый кусок длиною 28 аршин, а шириною 2 аршина.
На лестнице шерстяная дорожка длиною 25 аршин, шириною 1 аршин 8 вершков.
Под шерстяной дорожкой на лестнице – верёвочная дорожка.
Фланель белая для постилки под сукно в алтаре.

Мебель
Двенадцать стульев венских.
Двенадцать стульев орехового дерева. Сиденья и спинки обиты малиновым плюшем.
Вешалка оклеена ореховым деревом
В алтаре
Стол деревянный для уборки облачения.
Табурет круглый, обшитый репсом.
Умывальник железный.
Небольшое зеркало в деревянной раме.
Два медных чайника для теплоты.
Фонарь для крестного хода в медной оправе.
Имеются десятичные весы и к ним гири.
Деревянная лестница для паникадила.
Два сундука деревянных для хранения ковров.

ЦЕРКОВНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПРИНЯТЫЕ ИЗ ГЛАВНОГО ЗДАНИЯ
Аналогий дубовый.
Евангелие молебное.
Кадило чеканное посеребрённое
Крест молебный вызолоченный.
Ладоница круглая посеребрённая.
Облачение дьякона.
Октоих 8-ми гласовое 2 книги.
Пелена настольная парчовая белая
Подрясник канаусовы
Подсвечник вызолоченный с метал. свечей
Псалтырь следованная
Разножия для книг
Риза парчовая белая
Свеча для подсвечника крашеная
Триода постная
Триода цветная
Часослов
Пелены на аналой парчовые 2 шт.

Опись
Фамильной усыпальницы г.г. Фон Дервизов

В западной стене Храма ближе к северной стене устроена дверь на каменную лестницу, ведущую под Храм в усыпальницу. Восточная часть усыпальницы отделена для ризницы деревянным резным иконостасом из американского ореха, а частью пальмового и грушевого дерева. В иконостасе три ряда икон по три иконы в каждом ряду.
В нижнем ряду в середине Ангел Господень с горящей свечой,
По правую сторону Святой Григорий Нисский,
По левую сторону Святой мученик Павел.
Во втором ряду в середине Иисус Христос в терновом венце
По правую сторону Иоанн Предтеча
По левую сторону Божия Матерь
В третьем ряду по середине Господь Саваоф
По правую сторону равноапостальный князь Владимир
По левую сторону Великомученица Варвара

Все девять икон писаны на цинке живописной работы
Мерою каждая 12 х12 вершков

По середине перед иконостасом на серебряных позлащенных цепях серебряная позлащенная с эмалью лампада, такая же, как и 8 малых лампад, из которых сделано паникадило (см. опись паникадила)

По средине ближе к южной стене – четыре фамильные усыпальницы фон Дериз. На каждой усыпальнице Железная бронзовая решетка длиною 2 аршин, шириной 1аршин 8 вершков и вышиной 12 вершков Вес каждой решетки около пуда.

Перед усыпальницей Владимира Павловича фон Дервиза крест чугунный бронзовый с изображением Распятия. Крест сей укреплен на мраморном пьедестале. Перед Распятием на подставке лампада медная.

Перед усыпальницей Павла Григорьевича фон Дервиза киот белого мрамора на таковом же пьедестале. В киоте – образ Спасителя на доске живописной работы в серебряной позлащенной ризе. Перед образом спасителя на серебряных цепочках серебряная позлащенная лампада с эмалью.

Перед усыпальницей Веры Николаевны фон Дервиз киот белого мрамора на таковом же пьедестале. В киоте образ Божией Матери Иверской в серебряной позлащенной ризе писаной на доске. Перед образом – на серебряных цепочках серебряная позлащенная с эмалью лампада. Над усыпальницей в числе прочих венков два венка серебряных.

Перед усыпальницей Варвары Павловны фон Дервиз киот белого мрамора на таковом же пьедестале. В киоте образ Божией Матери Иверской в серебряной позлащенной ризе живописно писаной на доске. Перед образом – на серебряных цепочках серебряная позлащенная с эмалью лампада.

Перед усыпальницей у западной стены панихидный столик.

В западной части усыпальницы у южной стены – монумент из белого мрамора с изображением скорбящей женщины. Монумент на мраморном пьедестале.

Облачение для священнослужителей
Облачение черное манчестеровое с медными галунами, фелоны, епитрахиль, набедренник, пояс и поручи.
Подризник белый шелковый
Подризник шелковый лилового цвета
Подризник белый репсовый с медными галунами

Ковёр плюшевый
Дорожка плюшевая
Кувшин для св. воды медный
Блюдо медное посеребрённое

Печать
Председатель подпись (неразборчиво)
Секретарь подпись (неразборчиво)
_____________________________________________________________
Пояснительная записка к представленным материалам

Около половины листов дела (24 из 53) составляют материалы описи церковного имущества.
Причём с 1 по 18 лист – это рукописное описание, а с 19 по 24 лист – машинописное описание.
Следует заметить, что только сопоставление этих двух документов позволяет более – менее воссоздать всю опись целиком, поскольку в рукописной описи утрачены несколько первых страниц, что компенсируется данными из машинописного документа, но здесь обращает на себя внимание имеющиеся порой грубые ошибки, возникшие при копировании рукописного материала машинисткой. Так при сравнении двух обозначенных описей в печатном варианте встречаются пропуски слов, вольная трактовка сокращений или трудночитаемых слов рукописного варианта. В тоже время в машинописном варианте присутствует только номерованный список икон, богослужебных предметов, облачений священников и прочих церковных ценностей, но нет Общего описания Храма, которое сохранилось на первой странице рукописного документа.
Можно смело сказать, что рукописный вариант является первичным документом, тогда как машинописный вариант – это не более чем копия первичной описи в современной орфографии, поскольку рукописные листы не только написаны своеобразным, дореволюционным языком (как пример, можно назвать употребляемые слова «позлащенный», «сей», «таковою» и тому подобное), но и в своей орфографии сохранили дореволюционные элементы (ять и тому подобны буквы алфавита, упраздненные после 1917 года).
Невозможно точно указать дату создания описи — на страницах нет точного числа, месяца и года. Хотя в деле имеется список Церковного Совета с точной датой создания — 19-го октября 1918 года. Сравнивая подчерк, цвет чернил, пунктуацию, словосочетания и обороты можно предположить, что и Список и Опись писалась одним человеком в примерно одно и тоже время. Так что, не имея других временных доказательств, следует предположить именно октябрь 1918 года — датой создания приводимой описи имущества церкви города Москвы Сретенского сорока III отделения Троицкой, что в саду детской больницы св.кн. Владимира.
Приводимые выше размышления и описываемые проблемы с созданием полной описи вида и имущества Храма не позволяют полностью гарантировать историческую точность описания имевшихся в Храме предметов до момента описи напрестольных подсвечников. То есть до момента, когда появляется возможность сравнивать между собой рукописные и машинописные списки. Но это ни коим образом не умоляет важность обнаруженных материалов. Кроме того, на сегодняшний день это, наверное, единственный наиболее информативный фонд по истории Троицкой церкви.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *