Крещение


Кто будет веровать и креститься, спасен будет,
а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16)

Крещение — это одно из семи таинств Православной Церкви, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни греховной, и возрождается Духом Святым для Жизни Вечной. Конечно, этому действию есть основание в Священном Писании: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»(Ин. 3, 5).Итак, крещение необходимо человеку для спасения. Крещение — это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного. А таинством оно называется потому, что через него таинственным, непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия — Благодать. Как и другие таинства, крещение установлено Богом. Крестившись, человек становится членом Церкви Христовой и отныне может приступать к остальным церковным таинствам.

Плодом крещения человека должно быть то, что он перестает жить греховной жизнью, жить только для себя, и начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом полноту жизни.

Необходимым условием принятия этого Великого Таинства взрослым человеком является твердая вера и покаяние во всех грехах, совершенных до крещения. Человек, ставший христианином, должен решительно переродиться по слову Господа, сказавшего: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди».

И обещавшего таковым: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» (Ин.15;10).

Видимым плодом присоединения человека к Церкви является не только перемена мировоззрения, но и сознательное вхождение в церковную жизнь, участие в ее Таинствах и прежде всего — в святой Евхаристии. Важнейшим следующим шагом для крещеного человека является активная духовная и нравственная жизнь, молитва и дела любви: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?» (Иак.3:19-20)

В Таинстве Евхаристии (Причастия) происходит восстановление того единства между Богом и человеком, которое существовало до грехопадения; это наше возвращение к потерянному раю.

Причастие есть благодатное приобщение души к Богу и к вечной жизни. Низводя эту величайшую тайну до обыденного образа мы можем сравнить Причастие с «питанием» души, которое она должна получать после своего рождения в Таинстве Крещения. И как плотью человек рождается в мир единожды, а питается затем до конца жизни, так и Крещение событие единоразовое, а к Причастию мы должны прибегать регулярно.

 

О крещении детей и обязанности восприемников

 

В крещении младенцев принимают участие принадлежащие к Церкви и не состоящие под епитимией восприемники («крестные родители»),

С родителями и восприемниками крещаемых детей, фактически не участвующими в благодатной жизни Церкви, в нашем храме проводятся разъяснительные беседы о смысле и значении Таинства Крещения и необходимости самим жить полноценной церковной жизнью и воспитывать в вере детей.

Главные критерии способности православного христианина стать восприемником:

  • реальное желание и способность к воспитанию ребенка в православной вере, благочестии и чистоте,
  • воцерковленность (опыт церковной жизни), ибо только такой человек может стать хорошим крестным.

Не могут быть восприемниками («крестными родителями»):

  • совершенно несведущие в православной вере, номинальные православные христиане, принадлежащие Церкви только в силу своего Крещения,
  • не имеющие опыта церковной жизни (не участвующие в Таинствах Исповеди и Причащения в течении нескольких лет, не имеющие молитвенной жизни и не знающие основ православной веры),
  • лица, проживающие в удалении от семьи крещаемого младенца и не имеющие возможности активно содействовать семье в воспитании ребенка,
  • родители крещаемого,
  • монашествующие,
  • малолетние. Восприемники должны быть совершеннолетними, чтобы сознавать всю ответственность, которую они принимают. Церковь разрешает становиться крестными родителями с 15 лет для восприемника и с 13 лет для восприемницы,
  • потерявшие рассудок,
  • преступники и явные грешники

Крестный, восприемник-это тот, кто обещает помогать родителям воспитывать ребенка в чистоте жизни и православной веры.

Не допускается избрание в качестве восприемника православному ребенку христианина другого исповедания.

Так называемое «заочное восприемничество» не имеет никаких церковных оснований и находится в противоречии со всем смыслом института восприемничества. Духовная связь между восприемником и воспринятым им младенцем рождается из участия в Таинстве Крещения, и это участие, а не канцелярская запись в метрической книге, возлагает на него обязанности по отношению к воспринятому.

При «заочном восприемничестве» «восприемник» в Таинстве Крещения не принимает участия и никого он не воспринимает из крещальной купели. Поэтому никакой духовной связи между ним и крещенным младенцем не может быть: фактически последний остается без восприемника. В церковно-каноническом сознании отношения между восприемником и его крестницей и, соответственно, между восприемницей и ее крестником, а также между восприемником и восприемницей приобрели характер духовного родства, что является препятствием к их браку.

Обычай иметь двух восприемников является русской традицией, восходящей к XIV в. Из постановления Свят. Синода XIX в. следует, что действительным восприемником при крещении является только один из них (в зависимости от пола крещаемого: мужчина для крещаемых мужского пола, и именно женщина — для женского пола). Что касается второго восприемника, то он не создает никакого духовного родства ни с крещаемым, ни с первым восприемником, поэтому брак между восприемниками (крестными родителями) одного крещаемого с богословской точки зрения считается возможным.